РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА И ШИТЬЯ
По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть на какой-либо предмет вдали на 1 —2 с.
Держите книгу ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать веки.
Во время чтения необходимо почаще моргать. Вам надо делать по одному – два моргания на каждой строке текста. Легче всего приучить себя моргать в конце строки. Можно также моргать на каждом знаке препинания в тексте. В связи с морганием часто спрашивают, не замедлит ли такой способ чтения его скорость. Безусловно, нет! Длительность моргания столь мала, что вряд ли этот фактор стоит принимать во внимание. А вот если Вы попытаетесь читать без моргания и других приемов расслабления, то будете вынуждены часто прерывать свое чтение из-за наступающего утомления глаз и мозга. Поэтому время, затраченное на расслабление, окупается с лихвой.
Не читайте на солнце, так как из-за отражения лучей солнца на белой бумаге глаза начинают напрягаться и быстро устают.
Книгу надо держать на таком расстоянии, откуда шрифт виден лучше всего.
Старайтесь не наклонять голову и тело сильно вперед. Это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга.
Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.
Никогда не читайте, если Вы больны, взволнованы, испытываете головные боли или сильно устали.
При письме надо соблюдать следующие правила: почаще моргать, а также не читать только что написанные буквы. Вместо последнего следует перемещать свой взгляд вслед за движением кончика пера.
Во время шитья Ваш взгляд после выхода иголки из ткани и перед входом в него должен сопровождать иголку по всей траектории ее движения. Кроме того, Вам надо периодически делать моргания.
РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕЛЕ – И КИНОЗРИТЕЛЯМ
Во время просмотра всегда снимайте очки периодически или постоянно. Дайте возможность глазам поработать самим.
Садитесь на таком расстоянии от экрана, чтобы это было удобно при Вашем состоянии зрения.
Всякий раз, когда представляется такая возможность, садитесь по центру зала, а не сбоку от экрана.
Сидя в зрительном зале или комнате, надо сохранять правильное положение тела. Подбородок должен быть слегка приподнят, а верхние веки немного приопущены, чтобы держать глаза полузакрытыми в расслабленном состоянии. Не наклоняйте голову вперед, глядя на экран. Держите голову прямо, опирая ее на позвоночник.
Не смотрите пристально на экран. Почаще моргайте и глубоко дышите, особенно в напряженные моменты фильма. Глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. Во время затянувшихся сцен, незначимых диалогов или в перерыве между фильмами мягко прикрывайте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть.
Просмотр телепередач рекомендуется проводить в условиях естественного или искусственного освещения комнаты и с расстояния не менее 2—3 м от экрана.
При многочасовых просмотрах рекомендуется делать перерывы по 15—20 мин через каждые 2 ч.
При близорукости более 3 диоптрий максимальное время просмотра составляет 2 ч, детям дошкольного возраста — не более 60 мин в течение дня. При глаукоме необходимо воздерживаться от просмотра передач в темном помещении.
Рекомендации водителям и пассажирам.
Вам, наверное, не раз приходилось слышать или испытывать самому, что вождение машины утомляет глаза и приводит к головным болям. Практика подтверждает, что явление это возникает из-за того, что глаза постоянно устремлены на дорогу, пристально разглядывая какой-то объект. Эта привычка характерна для пассажиров, водитель же по необходимости должен часто посматривать вокруг. Если человек с подобной фиксацией будет первоначально сознательно обращать внимание на движение, блуждание своего взгляда, то вскоре глаза и психика избавятся от дурной привычки неподвижно и пристально смотреть. Это перемещение станет непроизвольным, непрерывным процессом и будет осуществляться без сознательного вмешательства. Напряжение тогда исчезнет. Итак, первое правило — не «прилипайте» взглядом и не делайте серьезных усилий увидеть интересующий Вас объект.
Как и в случаях обычной зрительной работы старайтесь чаще моргать во время движения.
Несколько дополняя первое правило, рекомендуем следующие упражнения, которые выполняются в процессе движения:
- во время длительных поездок по открытой местности старайтесь путешествовать взглядом по горизонту, затем следовать по белой полосе вдоль автострады по ее центру от наиболее дальней точки до машины;
- посмотрите вдаль на горизонт слева от себя, обращая при этом внимание на тот факт, что близкие объекты быстро проносятся мимо. Потом сделайте то же самое справа от себя, чередуя стороны до тех пор, пока это ощущение движения прочно не закрепится;
- при стремлении удержать взглядом близкие объекты, мимо которых проезжает машина, у людей нередко появляется чувство тошноты. Надо смотреть не на телеграфные столбы, а далеко за них, позволяя столбам проскакивать мимо;
- для тренировки глаз посмотрите на спидометр, а затем переедите свой взгляд со спидометра на наиболее дальний видимый Вами объект, после чего опять взгляните на спидометр и т.д.;
- в условиях интенсивного городского движения не смотрите постоянно с раздражением на багажник машины перед Вами. Вместо этого перенесите свое внимание с одного заднего буфера машины, стоящей перед Вами, на другой, затем пройдите это расстояние по верху машины, на такой высоте, на какой позволит Ваше лобовое стекло;
- помните про правильную позу водителя во время движения. Держите верхнюю часть шеи на одной прямой с позвоночником, а голову тяните вверх. Чтобы убедиться в том, что голова находится на одной прямой с позвоночником, надо остановиться у края дороги, сцепить хорошенько руки за головой и сделать рывок вперед, толкая верхнюю часть головы вперед, а подбородок оттягивая назад и вверх к позвоночнику. Постарайтесь это сделать, и у Вас появится определенное ощущение, которое впоследствии можно воспроизвести во время поездки, не отрывая рук от руля. Это соответствует улучшению кровоснабжения и, что не менее важно, является профилактикой сонливости во время поездки.
Помните, что выполнение изложенных рекомендаций должно проходить постоянно. Для этого надо стремиться к тому, чтобы эти приемы постепенно вошли у Вас в привычку. Только тогда можно обеспечить видимый эффект.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ГИГИЕНЕ ОСВЕЩЕНИЯ
Зрение настолько важно во всех видах нашей деятельности, что необходимость создания наилучших условий для работы глаза совершенно естественна и понятна. Поэтому хорошее освещение должно быть нужной интенсивности, достаточно равномерным и подходящим по спектральному составу.
Требования по интенсивности освещения вытекают из тех простых фактов, что при слишком слабом освещении наше зрение терпит явный ущерб, мы видим хуже и с большим субъективным напряжением При слишком большом освещении мы также попадаем в неблагоприятные условия, поскольку чувствуем себя ослепленными. Равномерность освещения, то есть яркость в пределах поля зрения, вытекает из следующего. Если отдельные даже незначительные по площади фрагменты поля зрения сильно отличаются друг от друга по яркости, то при переходе взора от одной яркости к другой меняется чувствительность глаза. При этом достаточно короткого раздражения большой яркости, чтобы чувствительность глаза понизилась. Представим себе, что, работая за письменным столом, мы время от времени отрываем свой взор от рабочей поверхности и смотрим на что-нибудь более яркое. Тогда, как только мы вновь обратимся к чтению или письму, мы будем чувствовать себя в известной мере ослепленными, что выразится в снижении зрения и появлении симптомов зрительного дискомфорта.
Что касается того, чтобы освещение было соответствующим по своему спектральному составу, то здесь имеется в виду выбор освещения, которое было бы наиболее приятно и выгодно для различения интересующих объектов, как правило — это дневной свет или его аналоги в виде люминесцентных и других видов ламп.
Перейдем к конкретным рекомендациям по гигиене освещения, необходимой для зрительной работы.
Известно, что различают дневное и искусственное освещение. Однако в вечернее время, а иногда и днем при недостаточности дневного света, нередко приходится прибегать к освещению смешанному, то есть зажигать лампы при наличии естественного света. В этой связи высказываются сомнения, не является ли такой двойной свет вредным для зрения. Однако нет достаточных аргументов в подтверждение подобных сомнений. Конечно, если дневной и искусственный свет падает с разных сторон, создавая в поле зрения перепады освещенности, то такого рода эффекты неприятны и раздражают ‘лаз. Однако виной тому не смешение света, а несовершенное его распределение в поле зрения. Таким образом, пренебречь достаточной освещенностью только из-за того, что приходится дополнять Дневное освещение искусственным, безусловно нерационально. Надо лишь заботиться о том, чтобы смешанное освещение не чувствовалась как два совершенно особых, раздельных и даже конкурирующих друг с другом световых потока.
Необходимая величина освещенности рабочих поверхностей определяется в зависимости от характера работы, степени ее точности, размера объекта, а также величины контраста объекта с фоном, то есть коэффициентом отражения поверхности. Чем более сложный и точный характер работы, а также чем меньше контраст, тем выше уровень освещенности требуется для качественного выполнения зрительной деятельности.
Равномерность распределения яркости в поле зрения зависит от выбора источника света, светильника и в целом системы освещения. При этом гигиенически оптимальным распределением яркости в поле зрения, особенно при выполнении точных работ, является соотношение яркостей фона и рабочей поверхности, составляющее 60%. Помните, что локальное местное освещение практически никогда не может обеспечить требуемую равномерность. Поэтому более целесообразным следует признать комбинацию общего и местного освещения.
Очень важно не реже двух раз в месяц очищать светильники от запыленности. Осевшая пыль не должна быть заметна с расстояния 2—3 м. И конечно же, сразу менять лампы, ибо хорошие световые условия во время работы — лучшая профилактика расстройств зрения.