Воскресенье , 19 сентября 2021

24 апреля 2013 г. в Москве состоялось заседание первой Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан

Директор Государственного научного центра профилактической медицины, главный специалист Минздрава РФ по профилактической медицине Сергей Анатольевич Бойцов принял участие в заседании первой правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, которое прошло 24 апреля 2013 года в резиденции Председателя Правительства РФ «Горки».

 Заседание проводилось на самом высоком уровне – в числе участников были премьер-министр России Дмитрий Медведев, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, а также ведущие специалисты в области здравоохранения Российской Федерации.

В ходе заседания обсуждался комплекс профилактических мер, предназначенных для снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения России. По словам открывшего заседания Дмитрия Медведева, наша страна по показателю средней продолжительности жизни до сих пор отстает от большинства стран Европейского Союза и Северной Америки.

«ВОЗ определила 7 ведущих факторов риска, вносящих основной вклад в преждевременную смертность населения России. Среди них: повышенное артериальное давление – 35,5%, повышенный уровень холестерина – 23%, курение – 17,1%, нездоровое питание и недостаточное употребление фруктов и овощей – 12,9%, ожирение – 12,5% злоупотребление алкоголем – 11,9%, низкая физическая активность – 9%. Среди лиц в возрасте до 60 лет 9 из 10 смертей не только в России, но и во всем мире, связаны с неинфекционными заболеваниями: болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхании и сахарный диабет», – отметил премьер.

Выступившая на заседании Вероника Скворцова отметила важное значение диспансеризации, позволяющей определить основные параметры здоровья, своевременно выявить и скорректировать факторы риска, способные повлиять на качество и продолжительность жизни. Результаты диспансерного обследования позволят выработать индивидуальные рекомендации по изменению образа жизни и, по необходимости, своевременно начать лечебные мероприятия. «К 2020 году планируется достичь серьезных целевых показателей в увеличении продолжительности жизни более чем до 74 лет», – сообщила министр.

Кроме того, в числе приоритетных направлений профилактики на заседании были отмечены активное информирование населения России о факторах риска основных неинфекционных заболеваний, повышение его мотивации к здоровому образу жизни, а также принятие ряда законодательных мер. Так, принятый недавно антитабачный закон, в разработке которого активно участвовали специалисты ГНИЦПМ, будет способствовать снижению смертности среди граждан России.

Публикация на сайте:

http://ria-ami.ru/news/90864

Вероника Скворцова: «Увеличение продолжительности жизни на 1 год дает прирост ВВП на 4%».

24 апреля прошло первое заседание Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, Министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, председателя Комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной палаты РФ Николая Дайхеса, председателя Комитета Госдумы Федерального собрания РФ по охране здоровья Сергея Калашникова, Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадия Онищенко, президента «Национальной медицинской палаты» Леонида Рошаля, а также руководителей министерств, ведомств и губернаторов регионов.

«Важнейшей самостоятельной задачей и условием социального и экономического развития любого государства является забота о человеческом потенциале, — начала свое выступление Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, — Эпидемиологические исследования, проведенные в 100 странах мира, за период с 1960 по 2000 год, показали, что увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 1 год дает прирост внутреннего валового продукта (ВВП) на 4%. Таким образом, только за счет запланированного в государственной Программе развития здравоохранения увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 74, 3 лет, возможен рост ВВП на 20%».

По данным ВОЗ, здоровье человека и продолжительность его жизни только на 10% определяется состоянием здравоохранения и качеством оказываемой медицинской помощи, на 10% связано с генетическими факторами, на 20% — с состоянием внешней среды и природно-климатическими факторами, максимальное влияние на здоровье человека (до 60%) оказывает стиль его жизни, приверженность здоровому образу жизни, и наоборот, наличие деструктивных, саморазрушающих форм поведения.

В структуре смертности на факторы, связанные с деструктивным поведением, приходится до 30%, 11,9% смертей связано с употреблением алкоголя, 17,1% — с курением табака, 25% — с избыточным и нерациональным питанием, 9% — с низкой физической активностью.

9 из 10 смертей у лиц в возрасте до 60 лет происходит по причине неинфекционных заболеваний, связанных с обозначенными факторами риска.

В настоящее время речь идет, по сути, о глобальной эпидемии неинфекционных заболеваний, именно поэтому снижение заболеваемости неинфекционными заболеваниями и связанной с ними смертности стало одной из основных задач во всех странах мира, и с развитой экономикой, и в развивающихся.

Позитивный опыт ряда государств, в том числе, наших соседей Финляндии и Японии показывает, что в течение 10–20 лет возможно достигнуть двукратного снижения смертности населения, главным образом, за счет профилактических мер, эффективность которых не просто сопоставима с эффективностью лечения, но и неоднократно превышает ее.

В 2010 году в Российской Федерации была разработана Концепция единой здоровьесберегающей профилактической среды, которая была представлена на Всемирной ассамблеи здравоохранения и была принята всем международным сообществом.

Москва была выбрана местом проведения I Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая состоялась в апреле 2011 года. Московская декларация заложила основы единых международных подходов в этой области, была одобрена специальная резолюция ВОЗ и включена в политическую декларацию Генеральной ассамблеи ООН по вопросам профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями, которая состоялась в Нью-Йорке в сентябре 2011 года.

В ноябре 2011 года в Российской Федерации вступил в силу системный отраслевой Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», в котором важным приоритетом закреплена профилактика. В принятой в декабре 2012 года Правительством Программе развития здравоохранения комплекс профилактических мероприятий составил содержание первой подпрограммы.

В качестве приоритетных направлений выделены:

— обеспечение безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека;

— мотивирование населения к сохранению здоровья и формирование ответственности за свое здоровье;

— формирование эффективной системы управления здоровьем каждого человека.

Решение всех этих задач выходит за пределы компетенции одного министерства, и требует совместной деятельности большинства федеральных и региональных органов исполнительной власти, имеющих здравоохранные сектора деятельности, а также общественных организаций и религиозных конфессий, и всего гражданского общества.

Так обеспечение безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека, в том числе, на производстве, находится в совместной компетенции Роспотребнадзора, Минтруда, Минэкономразвития, Минопромторга, Минприроды, Минрегиона, а также ФСКН и всех силовых ведомств, занимающихся безопасностью социальной среды.

В компетенцию Минсенльхоза, Минпромторга, Роспотребнадзора, Минобрнауки и Минздрава входит обеспечение населения безопасными и полезными продуктами питания, а также формирование приверженности навыкам здорового режима и стиля питания.

Согласно отечественному и зарубежному опыту, в раннем возрасте формируется наиболее устойчивые поведенческие паттерн, более того, воспитательная и образовательная работа с детьми позволяет опосредованно эффективно влиять на формирование навыков здорового образа жизни у их родителей и других взрослых членов семьи.

В компетенции Министерства образования и науки, Минспорта, Минкультуры, Минкомсвязи, Министерства здравоохранения находится формирование мотивации быть здоровым через развитие массовой физической культуры и спорта, духовное воспитание, психологически выверенный для каждого возраста и разных социальных групп информационно-образовательный программы с использованием всего многообразия информационного поля, средства массовой информации, современные информационные технологии и интерактивные формы взаимодействия с населением.

Эффективная работа всех ведомств должна быть обеспечена адекватным финансированием и законодательным регулированием. Ценовые и налоговые меры, в том числе, ставки акцизов на наносящие вред здоровью человека табачную и алкогольную продукцию, должны быть выстроены таким образом, чтобы с одной стороны, стимулировать граждан к здоровому образу жизни, а с другой стороны, повысить ответственность работодателей за здоровье населения.

Принятый в 2013 году Федеральный Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» содержит комплекс мер, направленных на стимулирование населения к отказу от курения, однако дополнительной проработки требуют ценовый и налоговые меры, которые согласно международным исследованиям являются наиболее эффективными в борьбе с потреблением табака.

Решение этих актуальных проблем находится в совместной компетенции Минфина, Минэкономразвития и Министерства здравоохранения России. Помимо общепрофилактических мероприятий на основе популяционных стратегий необходимо внедрение системы управления здоровьем каждого россиянина. В связи с этим деятельность Минздрава направление на развитие так называемых стратегий высокого риска и индивидуальное профилактическое сопровождение гражданина.

С января 2013 года в нашей стране начата массовая диспансеризация населения с целью определения основных параметров здоровья каждого россиянина, выявление и коррекция факторов риска, влияющих на качество и продолжительность жизни, а также для выработки рекомендаций по изменению образа жизни и при необходимости для проведения лечебно-профилактических мероприятий.

В настоящее время в большинстве государственных программ и концептуальных документов, принятых Правительством, предусмотрены мероприятия, направленные на  сохранение и укрепление здоровья населения.

Принимая во внимание передовой международный опыт, координацию всех здравоохранных действий в рамках Правительственной комиссии по охране здоровья граждан целесообразно осуществлять Министерству здравоохранения Российской Федерации, которое должно взять на себя функции по взаимоувязке здоровоохранных секторов, заинтересованных ведомств и гражданских сообществ, выстраиванием системы приоритетов и межведомственных взаимоотношений в этой области. Такая организация работы будет в полной мере отвечать задачам, поставленным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в котором Правительству РФ поручено обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Во исполнение данного Указа Президента, а также по результатам выполнения Государственной программы развития здравоохранения к 2020 году необходимо достичь серьезных целевых показателей, прежде всего, повышение ожидаемой продолжительности жизни более чем до 74 лет.

Возможность достижения этих целей уже доказана в ряде пилотных проектов Комплексных профилактических программ, реализуемых под руководством Минздрава в субъектах Российской Федерации, например, в Рязанской и Вологодской областях.

В 2006 году несколько российских городов — Череповец, Ставрополь, Чебоксары, Новосибирск — объединились в Ассоциацию «Здоровые города», по аналогии с европейским проектом ВОЗ с целью реализации современных стратегий социальной политики и формированию новых подходов к охране общественного здоровья. В 2010 году данная ассоциация была реформирована в Ассоциацию «Здоровые города».

На сегодняшний день в Ассоциацию входят 21 город и 6 федеральных округов Российской Федерации. Подобные инициативы для правительственных, экспертных и общественных организаций, религиозных конфессий являются эффективным механизмом реализации государственной демографической и здравоохранной политики. Духовное здоровье определяет состояние психики каждого человека и его физическое здоровье. Таким образом, организованная Правительственная Комиссия позволяет скоординировать деятельность всех федеральных и региональных органов исполнительной власти, всего гражданского общества по решению масштабных задач сохранения и укрепления здоровья населения страны и увеличение его социально активного долголетия. Просим поручить всем заинтересованным органам исполнительной власти и руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить информацию о здоровьесберегающих сегментах их деятельности и планах по их развитию, а Минздраву РФ обобщить представленную информацию и подготовить проект «дорожной карты» межведомственных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан и представить его в Правительство.

Подготовила Светлана Белостоцкая

Смотрите также

Приказ Министерства здравоохранения РФ №140н от 26.02.2021 г. “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по прекращению потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечению табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции”

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минздрав России) ПРИКАЗ №140н от 26 февраля 2021 г. Об утверждении …