Четверг , 28 марта 2024

24 апреля 2013 г. в Москве состоялось заседание первой Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан

Директор Государственного научного центра профилактической медицины, главный специалист Минздрава РФ по профилактической медицине Сергей Анатольевич Бойцов принял участие в заседании первой правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, которое прошло 24 апреля 2013 года в резиденции Председателя Правительства РФ «Горки».

 Заседание проводилось на самом высоком уровне – в числе участников были премьер-министр России Дмитрий Медведев, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, а также ведущие специалисты в области здравоохранения Российской Федерации.

В ходе заседания обсуждался комплекс профилактических мер, предназначенных для снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения России. По словам открывшего заседания Дмитрия Медведева, наша страна по показателю средней продолжительности жизни до сих пор отстает от большинства стран Европейского Союза и Северной Америки.

«ВОЗ определила 7 ведущих факторов риска, вносящих основной вклад в преждевременную смертность населения России. Среди них: повышенное артериальное давление – 35,5%, повышенный уровень холестерина – 23%, курение – 17,1%, нездоровое питание и недостаточное употребление фруктов и овощей – 12,9%, ожирение – 12,5% злоупотребление алкоголем – 11,9%, низкая физическая активность – 9%. Среди лиц в возрасте до 60 лет 9 из 10 смертей не только в России, но и во всем мире, связаны с неинфекционными заболеваниями: болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхании и сахарный диабет», – отметил премьер.

Выступившая на заседании Вероника Скворцова отметила важное значение диспансеризации, позволяющей определить основные параметры здоровья, своевременно выявить и скорректировать факторы риска, способные повлиять на качество и продолжительность жизни. Результаты диспансерного обследования позволят выработать индивидуальные рекомендации по изменению образа жизни и, по необходимости, своевременно начать лечебные мероприятия. «К 2020 году планируется достичь серьезных целевых показателей в увеличении продолжительности жизни более чем до 74 лет», – сообщила министр.

Кроме того, в числе приоритетных направлений профилактики на заседании были отмечены активное информирование населения России о факторах риска основных неинфекционных заболеваний, повышение его мотивации к здоровому образу жизни, а также принятие ряда законодательных мер. Так, принятый недавно антитабачный закон, в разработке которого активно участвовали специалисты ГНИЦПМ, будет способствовать снижению смертности среди граждан России.

Публикация на сайте:

http://ria-ami.ru/news/90864

Вероника Скворцова: «Увеличение продолжительности жизни на 1 год дает прирост ВВП на 4%».

24 апреля прошло первое заседание Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, Министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, председателя Комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной палаты РФ Николая Дайхеса, председателя Комитета Госдумы Федерального собрания РФ по охране здоровья Сергея Калашникова, Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадия Онищенко, президента «Национальной медицинской палаты» Леонида Рошаля, а также руководителей министерств, ведомств и губернаторов регионов.

«Важнейшей самостоятельной задачей и условием социального и экономического развития любого государства является забота о человеческом потенциале, — начала свое выступление Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, — Эпидемиологические исследования, проведенные в 100 странах мира, за период с 1960 по 2000 год, показали, что увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 1 год дает прирост внутреннего валового продукта (ВВП) на 4%. Таким образом, только за счет запланированного в государственной Программе развития здравоохранения увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 74, 3 лет, возможен рост ВВП на 20%».

По данным ВОЗ, здоровье человека и продолжительность его жизни только на 10% определяется состоянием здравоохранения и качеством оказываемой медицинской помощи, на 10% связано с генетическими факторами, на 20% — с состоянием внешней среды и природно-климатическими факторами, максимальное влияние на здоровье человека (до 60%) оказывает стиль его жизни, приверженность здоровому образу жизни, и наоборот, наличие деструктивных, саморазрушающих форм поведения.

В структуре смертности на факторы, связанные с деструктивным поведением, приходится до 30%, 11,9% смертей связано с употреблением алкоголя, 17,1% — с курением табака, 25% — с избыточным и нерациональным питанием, 9% — с низкой физической активностью.

9 из 10 смертей у лиц в возрасте до 60 лет происходит по причине неинфекционных заболеваний, связанных с обозначенными факторами риска.

В настоящее время речь идет, по сути, о глобальной эпидемии неинфекционных заболеваний, именно поэтому снижение заболеваемости неинфекционными заболеваниями и связанной с ними смертности стало одной из основных задач во всех странах мира, и с развитой экономикой, и в развивающихся.

Позитивный опыт ряда государств, в том числе, наших соседей Финляндии и Японии показывает, что в течение 10–20 лет возможно достигнуть двукратного снижения смертности населения, главным образом, за счет профилактических мер, эффективность которых не просто сопоставима с эффективностью лечения, но и неоднократно превышает ее.

В 2010 году в Российской Федерации была разработана Концепция единой здоровьесберегающей профилактической среды, которая была представлена на Всемирной ассамблеи здравоохранения и была принята всем международным сообществом.

Москва была выбрана местом проведения I Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая состоялась в апреле 2011 года. Московская декларация заложила основы единых международных подходов в этой области, была одобрена специальная резолюция ВОЗ и включена в политическую декларацию Генеральной ассамблеи ООН по вопросам профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями, которая состоялась в Нью-Йорке в сентябре 2011 года.

В ноябре 2011 года в Российской Федерации вступил в силу системный отраслевой Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», в котором важным приоритетом закреплена профилактика. В принятой в декабре 2012 года Правительством Программе развития здравоохранения комплекс профилактических мероприятий составил содержание первой подпрограммы.

В качестве приоритетных направлений выделены:

— обеспечение безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека;

— мотивирование населения к сохранению здоровья и формирование ответственности за свое здоровье;

— формирование эффективной системы управления здоровьем каждого человека.

Решение всех этих задач выходит за пределы компетенции одного министерства, и требует совместной деятельности большинства федеральных и региональных органов исполнительной власти, имеющих здравоохранные сектора деятельности, а также общественных организаций и религиозных конфессий, и всего гражданского общества.

Так обеспечение безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека, в том числе, на производстве, находится в совместной компетенции Роспотребнадзора, Минтруда, Минэкономразвития, Минопромторга, Минприроды, Минрегиона, а также ФСКН и всех силовых ведомств, занимающихся безопасностью социальной среды.

В компетенцию Минсенльхоза, Минпромторга, Роспотребнадзора, Минобрнауки и Минздрава входит обеспечение населения безопасными и полезными продуктами питания, а также формирование приверженности навыкам здорового режима и стиля питания.

Согласно отечественному и зарубежному опыту, в раннем возрасте формируется наиболее устойчивые поведенческие паттерн, более того, воспитательная и образовательная работа с детьми позволяет опосредованно эффективно влиять на формирование навыков здорового образа жизни у их родителей и других взрослых членов семьи.

В компетенции Министерства образования и науки, Минспорта, Минкультуры, Минкомсвязи, Министерства здравоохранения находится формирование мотивации быть здоровым через развитие массовой физической культуры и спорта, духовное воспитание, психологически выверенный для каждого возраста и разных социальных групп информационно-образовательный программы с использованием всего многообразия информационного поля, средства массовой информации, современные информационные технологии и интерактивные формы взаимодействия с населением.

Эффективная работа всех ведомств должна быть обеспечена адекватным финансированием и законодательным регулированием. Ценовые и налоговые меры, в том числе, ставки акцизов на наносящие вред здоровью человека табачную и алкогольную продукцию, должны быть выстроены таким образом, чтобы с одной стороны, стимулировать граждан к здоровому образу жизни, а с другой стороны, повысить ответственность работодателей за здоровье населения.

Принятый в 2013 году Федеральный Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» содержит комплекс мер, направленных на стимулирование населения к отказу от курения, однако дополнительной проработки требуют ценовый и налоговые меры, которые согласно международным исследованиям являются наиболее эффективными в борьбе с потреблением табака.

Решение этих актуальных проблем находится в совместной компетенции Минфина, Минэкономразвития и Министерства здравоохранения России. Помимо общепрофилактических мероприятий на основе популяционных стратегий необходимо внедрение системы управления здоровьем каждого россиянина. В связи с этим деятельность Минздрава направление на развитие так называемых стратегий высокого риска и индивидуальное профилактическое сопровождение гражданина.

С января 2013 года в нашей стране начата массовая диспансеризация населения с целью определения основных параметров здоровья каждого россиянина, выявление и коррекция факторов риска, влияющих на качество и продолжительность жизни, а также для выработки рекомендаций по изменению образа жизни и при необходимости для проведения лечебно-профилактических мероприятий.

В настоящее время в большинстве государственных программ и концептуальных документов, принятых Правительством, предусмотрены мероприятия, направленные на  сохранение и укрепление здоровья населения.

Принимая во внимание передовой международный опыт, координацию всех здравоохранных действий в рамках Правительственной комиссии по охране здоровья граждан целесообразно осуществлять Министерству здравоохранения Российской Федерации, которое должно взять на себя функции по взаимоувязке здоровоохранных секторов, заинтересованных ведомств и гражданских сообществ, выстраиванием системы приоритетов и межведомственных взаимоотношений в этой области. Такая организация работы будет в полной мере отвечать задачам, поставленным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в котором Правительству РФ поручено обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Во исполнение данного Указа Президента, а также по результатам выполнения Государственной программы развития здравоохранения к 2020 году необходимо достичь серьезных целевых показателей, прежде всего, повышение ожидаемой продолжительности жизни более чем до 74 лет.

Возможность достижения этих целей уже доказана в ряде пилотных проектов Комплексных профилактических программ, реализуемых под руководством Минздрава в субъектах Российской Федерации, например, в Рязанской и Вологодской областях.

В 2006 году несколько российских городов — Череповец, Ставрополь, Чебоксары, Новосибирск — объединились в Ассоциацию «Здоровые города», по аналогии с европейским проектом ВОЗ с целью реализации современных стратегий социальной политики и формированию новых подходов к охране общественного здоровья. В 2010 году данная ассоциация была реформирована в Ассоциацию «Здоровые города».

На сегодняшний день в Ассоциацию входят 21 город и 6 федеральных округов Российской Федерации. Подобные инициативы для правительственных, экспертных и общественных организаций, религиозных конфессий являются эффективным механизмом реализации государственной демографической и здравоохранной политики. Духовное здоровье определяет состояние психики каждого человека и его физическое здоровье. Таким образом, организованная Правительственная Комиссия позволяет скоординировать деятельность всех федеральных и региональных органов исполнительной власти, всего гражданского общества по решению масштабных задач сохранения и укрепления здоровья населения страны и увеличение его социально активного долголетия. Просим поручить всем заинтересованным органам исполнительной власти и руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить информацию о здоровьесберегающих сегментах их деятельности и планах по их развитию, а Минздраву РФ обобщить представленную информацию и подготовить проект «дорожной карты» межведомственных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан и представить его в Правительство.

Подготовила Светлана Белостоцкая

Смотрите также

Международный День отказа от курения в 2021 году

Международный День отказа от курения проводится ежегодно в третий четверг ноября. В 2021 году Всемирная …